Чем меньше остаётся времени до школы, тем острее для родителей встаёт вопрос: как поскорее запомнить буквы, чтобы через короткое время начать читать? Трудности в этом процессе, как правило, связаны с неподходящим для этого возрастом или с неверно организованными занятиями. В этой статье расскажем, какой период наиболее благоприятный для обучения и какую методику можно использовать.
Какой возраст оптимален для изучения букв?
Мнения учёных по этому поводу расходятся, но большинство экспертов рекомендуют заниматься алфавитом, когда ребёнку исполнится 4–5 лет. В более ранний период малыш будет воспринимать буквы как набор изображений и читать сможет ещё не скоро. А если буквы не применяются для чтения или письма, то вскоре забудутся. Более того, у крохи на этом этапе не до конца развит речевой аппарат, то есть, часть звуков просто не удастся произнести. В раннем детстве лучше уделить внимание развитию речи и слухового восприятия: обсуждать окружающий мир, петь песенки, знакомить с книгами и читать сказки на ночь.
Специалисты подчёркивают, что изучать алфавит имеет смысл лишь тогда, когда чадо демонстрирует интерес к буквам и текстовой информации. Проверить, настал ли подходящий момент, родители могут следующим образом:
попросить малыша пересказать какое-то событие из его жизни;
прочесть историю, опустив концовку и предложить поразмышлять о том, что могло произойти;
выявить, какие понятия использует кроха при описании предметов, их места в пространстве;
послушать, насколько связно говорит ребёнок, не мешает ли дикция понять то, что он сказал;
определить, как долго малыш может слушать историю, нравится ли ему этот процесс;
понаблюдать, замечает ли кроха надписи, интересно ли ему, что они означают;
обратить внимание, если ребенок не только любит разглядывать картинки в книге, но и пытается изобразить, что читает.
Если наблюдения дают положительный результат, значит, у маленького человека в нужной степени развиты речь, мышление и память, и можно смело приступать к изучению алфавита.
Есть случаи, когда дети готовы к этому этапу в возрасте 3–4 лет или существенно позднее, в 6 лет. В любом случае нужно учитывать индивидуальные особенности развития и не отказывать в удовлетворении их интереса.
Логопеды настаивают: сначала разучиваем звуки и только потом буквы. Для этого необходимо понимать разницу между ними. Звук можно только услышать, он нужен для чтения, говорения. Буква — это значок, который говорит нам о том, какой звук сейчас нужно произнести, он пригодится для письма.
Главным препятствием на пути к чтению является привычка родителей по старинке называть отдельные буквы, а затем просить малыша составить слог или слово: «дэ» + «о» + «эм». Логически ребёнок делает вывод, что читать нужно «дэоэм», но родители говорят, что это не так. Чтобы положить конец путанице, оставьте названия букв на потом. Научите различать звуки речи, анализируя слова вслух: дом = [д] [о] [м]. Специалисты рекомендуют сначала освоить гласные звуки, а затем перейти к согласным.
Когда ребенок научится слышать звуки, можно переходить к буквам. Обучение следует построить от простого к сложному:
сначала выучите только те буквы, которые обозначают один гласный звук, например, А [а];
затем возьмите более сложные: Ю [йу], Я [йа];
среди согласных также выделите более простые — П [п], В [в], Н [н];
изучите шипящие;
наконец, беритесь за те, что вообще не имеют звука: Ъ, Ь.
Изучение гласных
Первыми в русском алфавите рекомендуют изучать гласные звуки, так как их всего 6, и произношение даётся легко. Нужно объяснить малышу, что в отличие от согласных, их можно пропеть. Для запоминания хорошо подойдут стихи, песенки и сказки, где такие звуки издают животные или герои используют их для выражения эмоций. На примере гласных также проще освоить артикуляцию: например, между «А» и «У» чётко видна разница. В этом случае пригодится игра в чтение по губам: пусть ребёнок попробует отгадать, какой звук вы изображаете, а затем покажет сам.
Если кроха хорошо определяет гласные звуки на слух, пора знакомить его с буквами. Гласные удобно разучивать парами: А-Я, О-Ё. Цель такого объединения не только в том, чтобы быстрее их запомнить. Важно понимать, что обе буквы в паре обозначают один и тот же звук, но выбор зависит от предыдущей согласной. После твёрдых ставим А: рак = [р] [а] [к]. После мягких — Я: мяч = [м‘] [а] [ч]. Сложнее всего даются буквы, обозначающие два звука: Е[й’э], Ё [й’о], Ю [й’у], Я [й‘а]. Нужно привести несколько примеров, чтобы показать их употребление: в начале слова, после гласных, твёрдого и мягкого знака.
Изучение согласных
Первое, что нужно усвоить — отличие от гласных. Согласные не получится свободно пропеть, всегда есть какое-то препятствие, которое мешает это сделать.
Далее можно познакомить с мягкими и твёрдыми звуками, например [м] в слове «сом» и [м’] в слове «семь». Понимание твёрдости-мягкости пригодится в более сложных словах и поможет заложить основы орфографии: [м’]+[о]+[д] = мёд. Чтобы не оставалось сомнений, каждый звук нужно произносить отдельно, «потянуть» его подольше. Если ребёнок сомневается, как читать согласную — твёрдо или мягко, обратите его внимание на следующую за ним букву. Если это А, О, У, Э, Ы, согласный произносится твёрдо, если Я, Ё, Ю, Е, И — наоборот, мягко.
Наиболее трудным может оказаться изучение шипящих, так как они не вписываются в правило твёрдости-мягкости в зависимости от последующей гласной. Здесь важно сразу рассказать о ряде особенностей:
Ж и Ш всегда твёрдые, но с буквой Ы не дружат;
Ч и Щ всегда мягкие, и у них тоже всё наоборот — после них пишем У и А.
Отработать обе группы звуков на начальном этапе можно следующими способами:
показать ребёнку картинки и попросить назвать слова, в которых есть нужный звук;
нарисовать схему слова в виде пустых клеточек, как в кроссворде. Попросить закрасить ту, где находится нужный звук. Поначалу лучше взять слова покороче;
попросить малыша вспомнить слова с определённым звуком;
прочитать крохе несколько слов и попросить его хлопать в ладоши, когда он услышит нужный звук;
для каждого звука придумать ситуацию, в которой его можно услышать: шуршание листвы, плеск воды и т. д.;
использовать карточки разных цветов: синие для согласных и красные для гласных. В отдельную группу рекомендуют выделить мягкие согласные: [т’], [м‘] и обозначить их другим цветом. В дальнейшем из карточек можно составлять слова, относя каждый звук к определённой категории: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный.
Различные методики изучения алфавита
Существует огромное количество способов ускорить освоение грамоты. Большинство из них предполагает увлекательную игру или выполнение творческого задания. Вот некоторые из них:
языковые упражнения: найти букву в тексте, назвать предмет, назвать знакомое слово с определённым количеством согласных и гласных;
коллективные игры с мячом, настольные «ходилки», пантомима;
творчество: нарисовать букву, слепить, вырезать из бумаги, собрать из камушков или выпечь из теста;
использование гаджетов: познавательные видео и приложения для ПК или планшета;
занятия по книгам, развивающим изданиям, раскраскам. К выбору букваря следует отнестись с особым вниманием. Прежде чем купить, проверьте, насколько последовательно даётся материал. В некоторых пособиях простые буквосочетания идут вперемешку со сложными.
применение наглядных материалов: кубиков, карточек, плакатов;
игрушки для обучения алфавиту, например, звуковая азбука. Главное, удостоверьтесь, что, нажимая на кнопки, ребёнок будет слышать звук, а не название буквы;
стихи и песенки, сопровождающиеся определёнными движениями;
ассоциации: популярный метод, когда букву помогает запомнить слово, которое на неё начинается, например А — аист.
Ряд известных авторов также предлагают свои собственные методики, которые частично основаны на творчестве и принципе ассоциаций.
Мария Монтессори максимально задействует органы чувств и моторику. Активно используются рукоделие и рисование, карточки из рельефного материала для тактильного восприятия. За одно занятие изучаются сразу несколько букв, из которых можно составить слово.
Елена Бахтина о каждой букве рассказывает свою историю, из которой малыш узнаёт, почему она пишется именно так и связывает с ней определённый звук. К примеру, [а] — это крик маленького ребёнка, а буква У похожа на улитку.
Ольга Соболева создала картинки, в которых буквы выступают главными героями, каждая со своим особенным характером. Автор делает акцент на развитие образного мышления, воображения, памяти и языковой интуиции.
Сергей Поляков разделил изучение алфавита на 18 занятий. Первые 5 отводятся гласным, которые даются парами, например, А-Я. Основной принцип подачи материала — через многократный показ и озвучивание.
Вячеслав Воскобович для запоминания букв и соединения их в слоги использует так называемые «теремки». Это кубики, на которых изображены согласные и есть место для «установки» гласных звуков. Воскобович является автором множества развивающих игр, в их числе и головоломки для чтения — «Конструктор букв». Пособие позволяет научиться связывать зрительный образ буквы с соответствующим звуком.
В отдельную группу можно отнести методики, где чтение начинается не с отдельных букв алфавита, а с их простейших сочетаний или даже целых слов.
Николай Зайцев — автор известного метода, которому более 20 лет. Педагог утверждает, что классическое деление на слоги неестественно, поэтому использует склады, изображённые на кубиках. Кубики различаются по цвету, размеру, весу и даже внутреннему наполнению, издающему определённый звук — это зависит от характеристики звуков, входящих в состав складов. Задействованы все анализаторы — зрительный, слуховой, тактильный. Следует учитывать, что дети, обучающиеся таким способом, воспринимают слова как набор готовых конструкций и не учатся анализировать. В школе могут возникнуть трудности, так как склады и слоги не совпадают.
Одна из многочисленных разработок Воскобовича — книга «Складушки». Детям предлагается ряд складов, картинка и небольшой текст. Склады необходимо пропевать и запоминать зрительно.
Гленн Доман — изобретатель методики, широко использующейся в изучении иностранных языков, прежде всего, английского. Показываются карточки, на которых изображены слово и картинка, слова произносятся вслух. Процесс многократно повторяется. Дети вскоре начинают читать, так как запоминают слова целиком. Трудности могут возникнуть, когда понадобится прочитать новое слово, которое ребёнок видит в первый раз.
Курсы Sirius Future
Научить ребёнка алфавиту — непростая задача, требующая немалого терпения от родителей. Занятия должны быть регулярными и при этом недолгими, чтобы малыш не переутомлялся. Теорию нужно свести к минимуму, чтобы не отбить интерес. В Sirius Future работают молодые и прогрессивные специалисты, которые знают, как организовать обучение, чтобы максимально быстро запомнить буквы. На курсе «Словарики» используется проверенный временем звуковой аналитико-синтетический метод. За 4 месяца мы пройдем путь от первых звуков до понимания прочитанного текста. Занятия длятся 25 минут — этого достаточно, чтобы вовлечь ребенка в интересную историю с интерактивными заданиями и постоянно поддерживать мотивацию. Курс поможет уже в 4 года получить навыки, которые пригодятся в школе. В среднем через 7 занятий ребята будут лучше концентрироваться, быстрее запоминать и заметно расширят свой словарный запас. Домашние задания будут, но выучивать наизусть ничего не придётся. Следующий этап — курс по скорочтению, после которого информация будет восприниматься на лету.