Развитие мелкой моторики у ребенка

Время прочтения статьи: 11 минут
Дата публикации: 01.11.2021
Теги: мелкая моторика, дети, развитие
«Мелкую моторику нужно развивать» — знают все ответственные родители. Буквально с рождения ребенка они слышат об этом от педиатров, воспитателей и просто знакомых. На игрушках для детей тоже часто встречаются упоминания, что они способствуют развитию моторики.

Давайте вместе разберемся, почему так важна эта функция и как ее улучшить?

Мелкая моторика, которую еще называют пальцевым праксисом – это точные, скоординированные действия пальцами и кистями рук, в выполнении которых задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы. Функция объединяет различные движения – и самые простые (например, хватание предмета), и сложные (письмо и рисование).
Научим складывать
и вычитать в уме трехзначные числа
Наш курс по ментальной арифметике

Что понимается под развитием мелкой моторики?

Попробуйте поднять теннисный мячик и гречишное зернышко. Согласитесь, взять шарик легче и быстрее – достаточно сомкнуть. А для того чтобы подцепить и удержать зернышко, нужно приловчиться.

Причина заключается в особенностях физиологии. У человека кисти рук оснащены большим количеством крупных и мелких мышц. Первые тренируются и развиваются каждый раз при совершении любых движений пальцами или кистями. А мелкие мышцы чаще «отдыхают», так как задействуются только при выполнении мелких и точных манипуляций.

Еще один пример. У младенца мелкая моторика неразвита. Если дать малышу монету, то он просто зажмет ее в кулаке, какой бы интерес она не вызывала. А ребенок четырех-пяти лет уже сможет взять мелкий предмет пальцами и осмотреть со всех сторон. В этом простом различии заключается особенность развитой мелкой моторики.

Об истории вопроса

«Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» — эти песенки-потешки, под которые мама играет с малышом, водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает ему пальчики, существуют много сотен лет. Кажется, в них ничего особенного. А ведь на самом деле это один из самых простых и эффективных способов развития мелкой моторики у детей, передающийся из поколения в поколение.

Однако в мировом научном сообществе о пальцевом праксисе заговорили относительно недавно – всего около 100 лет назад. Мария Монтессори, итальянский педагог и врач, заметила, что интеллект и речь ребенка тесно связаны с уровнем развития мелкой моторики. Позднее эту связь подтвердили исследователи Института физиологии детей и подростков. Также правомерность выводов о влиянии мелкой моторики на становление речи у ребенка подтверждается опытами Е. И. Исениной, В. А. Сухомлинский, А. Р. Лурия.

Первые открытия послужили импульсом к многочисленным исследованиям в области психологии, физиологии и педагогики. В итоге была выявлена тесная связь между отделами мозга, отвечающими за мелкую моторику и речь, мышление, сознание, память, пространственную ориентацию, зрение. Развитие мелкой моторики активизирует сразу несколько отделов мозга. Постоянное взаимодействие систем приводит к быстрому формированию новых нейронных связей.

Сегодня педагоги и ученые рекомендуют развивать мелкую моторику, чтобы привить ребенку:

  • богатое воображение, гибкое пространственное мышление и креативность;
  • способности планирования;
  • разнообразные навыки монологической речи и коммуникаций, а также литературного творчества;
  • усидчивость и терпеливость, умение сконцентрироваться на определенной задаче для достижения цели;
  • способность к запоминанию больших объемов поступающей информации.

Проверка уровня развития мелкой моторики: для чего нужна и как проводится

Уровень развития мелкой моторики учитывается при оценке интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Дошкольник, у которого подвижные руки и ловкие пальчики, как правило, имеет четкую артикуляцию, свободную речь и богатый словарный запас. Он умеет логически рассуждать и правильно формулировать свои мысли, у него развиты внимание и память.

Дошкольник с недостаточным уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется. Он сталкивается со сложностями при выполнении заданий, так как не может долго оставаться сосредоточенным. Ему трудно даются задачи, связанные с письмом. Если в дальнейшем не развивать мелкую моторику, ребенок начнет отставать в учебе.

Работу с мелкими мышцами рук рекомендуется начать с грудничкового возраста. При этом прогресс развития мелкой моторики у каждого ребенка индивидуальный и проходит своими темпами. Если вы заметили, что малыш не справляется с манипуляциями, нормальными для его возраста, стоит дать ему время. Он спокойно нагонит и даже перегонит сверстников за пару месяцев, если будет ежедневно выполнять интересные и несложные упражнения на развитие мелкой моторики.
Возрастные нормы:

  • 2–3 месяца – ребенокактивно интересуется окружающим миром и изучает его через осязание. Он ощупывает свое тело, тянется к предметам и игрушкам, хватает родителей за волосы и пальцы;
  • 3–6 месяцев – период совпадает с этапом прорезывания зубов. Ребенок засовывает собственные пальцы и мелкие игрушки в рот, чтобы избавиться от зуда. Это одно из первых осознанных движений в его жизни;
  • 6–12 месяцев – ребенок учится активному взаимодействию с предметами. Он берет их, складывает в коробочку, перекладывает из одной руки в другую;
  • 1 год – малыш начинает подражать взрослым. Например, если он увидит, как мама или папа катает игрушечную машинку, то захочет повторить это действие. Также он пробует рисовать на бумаге (пока получаются каракули), умеет переворачивать все страницы книги за раз, разворачивает завернутые в бумагу или ткань предметы;
  • 1–1,5 года – уровень развития мелкой моторики уже позволяет ребенку держать в руках ложку, карандаш и т. д. Он может самостоятельно снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры: сборка пирамиды из колец, постройка башен из кубиков;
  • 1,5–2 года – ребенок переворачивает отдельные страницы из книги. На этом этапе развития мелкой моторики он приобретает представление о форме предметов, т. е. может поместить кубик или шар в соответствующее отверстие. Некоторые дети успешно осваивают навык переливания воды из одной емкости в другую;
  • 2–3 года – ребенок увлекается игрой с песком или пластилином. Он умеет открывать ящики у стола и может достать оттуда все мелкие предметы. Улучшаются навыки рисования – на бумаге появляются простейшие фигуры.Также навыки развития мелкой моторики позволяют ребенку расстегивать и застегивать липучки и крупные пуговицы, нанизывать бусинки на проволоку, работать с ножницами и владеть ложкой;
  • 3–4 года – ребенок умеет обводить контуры, рисовать сложные фигуры от руки, а также ровные и пунктирные линии по линейке. Он возводит высокие постройки из кубиков, лепит колбаски и шарики из пластилина. Бытовые навыки включают в себя застегивание и расстегивание липучек, пуговиц, всех видов замков;   
  • 4–5 лет – ребенок аккуратно раскрашивает картинки и рисует карандашом, лепит из пластилина, переписывает печатные буквы. Развитие мелкой моторики позволяет ему самостоятельно завязывать шнурки и развязывать узлы. Также он может нанизывает бусы на нить;
  • 5–6 лет – на данном этапе развития мелкой моторики ребенок вырезает предметы из картона и бумаги, складывает листы в несколько слоев. Он может писать цифры и буквы, рисовать простые геометрические фигуры;
  • 6–7 лет – ребенок готов к школе. Он правильно держит ручки и карандаши, рисует мелкие детали, узнает на ощупь предметы. Умеет ловить мячик одной рукой, заплетать куклам косички и т. д.

Как развивать мелкую моторику в домашних условиях

Чтобы улучшить мелкую моторику можно совместно с ребенком выполнять интересные, веселые и совсем не утомительные упражнения. Занятия не только принесут пользу, но и помогут разнообразить совместный досуг.
Массажи
Массаж ручек показан ребенку с рождения. На протяжении первого месяца жизни пальчики малыша практически постоянно зажаты в кулачки из-за гипертонуса. В течение следующих двух-трех месяцев ладошки постепенно разгибаются. Чтобы снять перенапряжение и стимулировать процесс расслабления, можно легко потереть ладошку, поочередно согнуть пальчики, помассировать суставы, помахать ручкой.

Массаж можно практиковать и для подросшего ребенка. Со временем он научится разминать руки без посторонней помощи. В процессе можно использовать подручные предметы: мячики, карандаши, маленькие твердые игрушки. Предметы можно просовывать между пальцами, катать между ладоней, фиксировать в определенных положениях.
Пальчиковые игры
Суть развивающих занятий – ребенок должен изобразить при помощи пальцев и кистей рук определенные предметы:

  • очки/бинокль – делать круги большими и указательными пальцами либо обоими кулачками;
  • лодочка – в сложенные ладошки можно посадить «пассажиров»: мелкие игрушки;
  • ножницы – ребенок может «разрезать» пальцами ткани с разнообразной фактурой.
Театр теней
Сначала ребенок может изображать простые фигуры (птичка, собачка, зайчик), а вы будете отгадывать. Затем можно перейти к сценкам с несколькими героями. Игры развивают не только моторику рук, но и артистизм, фантазию, воображение.
Творчество
  • Пальчиковые краски. Для детей выпускаются специальные наборы, которые не содержат вредных веществ в составе. Первые навыки рисования – отпечатки ладоней и пальцев, линии и круги. Ребенок 4-летнего возраста уже может изображать дома, животных, машины.
  • Аппликации. Детям полезно работать с материалами, которые отличаются по толщине, плотности и фактуре. Можно взять бумагу, картон, салфетки, фетр. Чтобы поделки получились объемными и детализированными, подойдут крупы, семечки, камушки, вата.
  • Лепка. Для творчества можно использовать пластилин, глину, тесто, кинетический песок. Начинать занятия следует с более податливых и мягких материалов.
Занятия «для ленивых»
Над улучшением координации точных и мелких движений рук можно работать непрерывно, вовлекая ребенка в повседневные дела и давая несложные задания:

  • на кухне – почистить мандарин, посолить блюдо, рассортировать столовые приборы и другие элементарные дела;
  • в ванной комнате – закрыть все баночки, тюбики и коробочки с косметикой, разложить их по местам;
  • в гардеробной – застегнуть пуговицы на одежде, помочь с сортировкой постиранных вещей и т. д.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны быть регулярными, но не утомительными. Поощряйте активность ребенка – пусть он сам придумывает новые упражнения, которые ему интересны.
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Мы собираем данные cookie (данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта. Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт.