«Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» — эти песенки-потешки, под которые мама играет с малышом, водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает ему пальчики, существуют много сотен лет. Кажется, в них ничего особенного. А ведь на самом деле это один из самых простых и эффективных способов развития мелкой моторики у детей, передающийся из поколения в поколение.
Однако в мировом научном сообществе о пальцевом праксисе заговорили относительно недавно – всего около 100 лет назад. Мария Монтессори, итальянский педагог и врач, заметила, что интеллект и речь ребенка тесно связаны с уровнем развития мелкой моторики. Позднее эту связь подтвердили исследователи Института физиологии детей и подростков. Также правомерность выводов о влиянии мелкой моторики на становление речи у ребенка подтверждается опытами Е. И. Исениной, В. А. Сухомлинский, А. Р. Лурия.
Первые открытия послужили импульсом к многочисленным исследованиям в области психологии, физиологии и педагогики. В итоге была выявлена тесная связь между отделами мозга, отвечающими за мелкую моторику и речь, мышление, сознание, память, пространственную ориентацию, зрение. Развитие мелкой моторики активизирует сразу несколько отделов мозга. Постоянное взаимодействие систем приводит к быстрому формированию новых нейронных связей.
Сегодня педагоги и ученые рекомендуют развивать мелкую моторику, чтобы привить ребенку:
- богатое воображение, гибкое пространственное мышление и креативность;
- способности планирования;
- разнообразные навыки монологической речи и коммуникаций, а также литературного творчества;
- усидчивость и терпеливость, умение сконцентрироваться на определенной задаче для достижения цели;
- способность к запоминанию больших объемов поступающей информации.