Сегодня существует множество вариантов обучения чтению. Разброс их чрезвычайно велик: одни советуют начинать с букв и звуков, другие начинают сразу с заучивания целых слов и лишь затем учат буквы… В нашем курсе «Словарики» за основу мы взяли звуковой аналитико-синтетический метод. Почему?
В чем суть звукового аналитико-синтетического метода?
Сегодня, несмотря на изобилие различных методик и пособий, многие исследования показывают, что именно звуковой метод наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики и собственно структурой русского языка.
Как известно, есть разные типы письменности. В русском языке в основе письменности лежит алфавит.
Алфавит — это такая форма письменности, которая основана на стандартном наборе знаков (букв). В русском алфавите отдельные знаки (буквы) обозначают звуки речи языка, что сильно отличается от письменности, например, в Китае, где знаки обозначают не звуки, а части слов и даже целые слова.
По причине этой особенности письменности целесообразно начинать обучение чтению на русском языке с работы со звуками. Итак, на первом этапе ребенок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнает, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, что у каждого звука есть свое обозначение – буква.
На втором этапе ребенок учится складывать звуки в слоги. Например, «м» и «а» образуют слог «ма», «п» и «о» – слог «по» и т. д. Освоив слоги простые (состоящие из двух звуков), переходим к сложным – тем, которые состоят из трех-четырех букв, в которых появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.
Третий этап наступает, когда ребенок освоил и усвоил принцип чтения слогов и начинает складывать слоги в слова.
Наконец, на четвертом этапе, слова постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребенок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.
Научим читать с 0 за 4 месяца!
Наш курс обучения чтению
Методика чтения целыми словами
А вот несколько причин, по которым мы не взяли за основу нашего курса методику чтения целыми словами.
Методика чтения целыми словами заимствована из Америки. Этот метод предполагает начинать чтение с осмысленных единиц - слов и фраз. Он не требует хорошо развитого фонематического слуха, не основывается на звуковом анализе и синтезе. Опора идёт на зрительную механическую память, так как ребенку предлагается запоминать содержание карточек.
Карточка выглядит так: дано цветное изображение, а под ним - соответствующее слово. Ученику показывают карточки, и он запоминает написание слова. Многие родители вначале ощущают восторг, ведь ребенок не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов. Это впечатляет, конечно, но только на первых порах…
Ведь в этом методе ребята просто заучивают слова - они не могут прочитать незнакомое слово! В Америке этот метод до сих пор используется и является оправданным, потому что у них написание слов и их произношение не совпадает (сразу несколько букв могут обозначать всего один звук речи).
Да, в русском языке не совпадает тоже, но не до такой степени как в английском. Итак, этот метод оправдан для английского языка, но он не подходит для русского языка, поэтому еще в 1935 году был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении. Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).
И хотя мы не взяли за основу метод обучения целыми словами, но в будущем хотим дополнить наш курс «Словарики» базой изображений с подписями, подобных карточкам Гленна Домана, — в качестве дополнительного наглядного материала для тех наших учеников, которые являются билингвами.
Методика словолодочек
Существует сегодня популярный «Метод словолодочек». Он связан с одним из этапов обучения чтению в звуковом аналитико-синтетическом методе: в русском языке основной слоговой структурой является слог-слияние. Остальные слоговые структуры изучаются на базе слога-слияния и рассматриваются как согласные и гласные, лежащие за пределами этого слияния. Пример: т | ре | с | к.
Как Вы, наверное, уже поняли в основе «Метода словолодочек» нет как таковой новинки. Новое в нем только то, что автор методики обозначила слоги-слияния лодочками, а отдельные звуки вне слогов слияния - капельками.
В нашем курсе мы тоже помогаем ребятам учиться читать, обозначая слоги-слияния. Делаем мы это стандартным образом: слоги-слияния выделены дугами (не лодочками), а отдельные звуки – точками (не капельками).
Методика Н. А. Зайцева
Часто при обучении чтению в развивающих центрах можно встретиться с кубиками из методики Н. А. Зайцева . На кубиках расположены склады, которые ребенок учится прочитывать и далее пробует соединять в целые слова. У этого метода есть плюсы, но по ряду причин мы не взяли данный метод за основу нашего курса. Какие же это причины?
На кубиках расположены склады, которые ребенок учится прочитывать
Ребята, которые научились читать по кубикам, видят в словах склады, а не слоги. Потому что именно из складов ученики составляют слова в процессе занятий по данной методике. Например, слово «двор» делится на склады так: «д-во-р» (получилось 3 кубика), но ведь здесь в слове всего один слог.
В школе у ребят может возникнуть путаница, сложности с делением слов на слоги, с переносом на другую строку. Также возможны трудности с фонетикой и морфологией – ребятам, которые привыкли в уме дробить слово на склады, трудно разделить на буквы, выделить корень и т.д.
Ещё одно неприятное последствие у многих из тех, кто учился по методике Н.А.Зайцева, – «проглатывание» окончаний в словах и неправильное произношение. Это всё связано с отсутствием опыта проработки звуко-буквенного состава слов.
Мы учли минусы и плюсы распространенных на сегодняшний день методик чтения и бережно, с любовью создали наш курс «Словарики», взяв из методик самые лучшие стратегии и идеи.