Мы часто слышим: «Моя Маша стопроцентный гуманитарий, ей математика не нужна! А мой Петя технарь, ему нет смысла учить русский, он все равно не станет писателем.» В данной ситуации надо вспомнить про условное разделение мышления на два типа: те, кто предпочитает точные науки, и те, кому ближе языки и литература. Действительно ли так важно понять, к какому типу относится ваш ребенок, или так мы снова загоняем его в рамки? Давайте разбираться.
Почему важно узнать тип мышления ребенка?
Чтобы лучше понимать его потребности, желания и картину мира. Это поможет во взаимоотношениях родителей и детей. Например, если мама с гуманитарным складом ума будет объяснять задачу «техническому» ребенку, не учитывая его особенностей, они могут дойти до скандала. Потому что маме удобнее показать наглядно, на яблоках и грушах, а школьник понимает графики и формулы.
Чтобы выбирать «клуб по интересам». И это ни в коем случае не значит, что, если вы видите явную склонность к точным наукам, то теперь вся оставшаяся жизнь должна быть связана с математикой. Великолепный математик, логик Льюис Кэрролл написал одну из лучших детских книг «Алиса в стране чудес». Айзек Азимов, известный писатель-фантаст, автор «трех законов робототехники» — биохимик, популяризатор науки. Человек может успешно совмещать и гуманитарные, и технические способности. Важно видеть, к чему он тянется больше, поддерживать и развивать эту сторону, не забывая об остальных.
Чтобы определиться с профессией. Опять же это не ограничивает желания и стремления ребенка, но очерчивает примерный круг занятий, на которых ему:
будет интересно;
легче добиться успеха.
Как понять, ваш ребенок технарь или гуманитарий?
Часто это можно определить уже в дошкольном возрасте. Посмотрите, с чем и как он играет. Например, математическое мышление заставляет возиться с одной и той же машинкой или куклой, изучая ее возможности. Гуманитарный склад требует новых приспособлений, например, прицеп к трактору или гардероб для куклы.
По мере развития особенности проявляются ярче. Техник предпочитает логические головоломки, конструкторы, строит по схемам и чертежам, любит, когда все разложено по полочкам, стройно и красиво. Гуманитарный тип любит творческие занятия, рисует, лепит, выбирает сюжетно-ролевые игры и придумывает сценарий на ходу.
А вот предметы, по которым ребенок успевает в школе, больше говорят не о нем, а об учителе. На самом деле и с гуманитарным умом вполне можно любить физику и математику, если преподаватель умеет заинтересовать и увлекательно дает теорию. А дети-техники отлично справляются с сочинениями и изложениями, правда, тексты у них не такие образные и затейливые, но вполне грамотные, с подробным раскрытием темы.
В Сети есть много тестов на определение детских склонностей с вопросами вроде: «Нравится ли вам читать?», «Составляете ли вы планы на день?» и т. д. Проходить их можно, но серьезно к результатам относиться не стоит: ни один тест не скажет о вашем ребенке больше, чем знаете и видите вы.
Еще в 60-х гг. XX в. нейропсихолог Роджер Сперри обнаружил, что правое и левое полушарие мозга обрабатывают разную информацию. Правое отвечает за выражение эмоций, понимание метафор, создание музыки. Левое — за речь, логику, критическое мышление, счет. Но более поздние исследования показали, что лучшие результаты, например в математике, человек показывает, когда оба полушария работают вместе. Миф о «правополушарных» и «левополушарных» людях был окончательно развенчан в 2013 году неврологами из Университета Юты. Два года они изучали снимки мозга в состоянии покоя более 1000 человек. И, хотя иногда активность одного или другого полушария были выше, в среднем оба используются одинаково.
Психологи выделяют гуманитарный и аналитический ум. К первому виду относятся писатели, журналисты, литераторы. Ко второму — программисты, математики. Объединяют черты обоих биологи, химики, экологи и т. д.
Что отличает детей-гуманитариев?
Они легко идут на контакт, завязывают и поддерживают разговор. Умеют признать свою неправоту, слушают и принимают аргументы противной стороны. Вообще аргументы — их сильная сторона. У них хорошая фантазия, они любят рисовать, придумывать свои игры и свои миры, отлично рассказывают истории. Они видят глубже, интересуются причинами, им важно «как?». Условно, если в книге они читают «герой покрасил стены в черный цвет», то сразу понимают: с ним что-то не так, случилась какая-то трагедия.
Что отличает детей-технарей?
Если взять тот же пример с перекрашенными черными стенами, у них никаких вопросов не возникнет: герой просто перекрасил стены. Все, точка. Они не любят неопределенности, размытых границ, недосказанных объяснений. Если спрашивают: «Почему небо голубое?» — то отмахнуться ответом «потому что» не получится. Вам придется подготовиться и рассказать про рассеивание света, длину волны и видимый синий. Такие дети любят шахматы и шашки, настольные игры, в командных строго следуют правилам. Они менее общительны, чаще уединяются с гаджетом или кроссвордом.
Но главное отличие — в мировосприятии. Если гуманитарные дети более открыты, знают, что мир не черно-белый, видят все многообразие оттенков и граней, то техникам надо все подсчитать, доказать и измерить. Как математическая задача имеет одно стройное решение, так и в жизни они хотят единственно верной интерпретации, одного смысла, без полутонов. И воспринять чужое мнение, отличное от своего, им бывает сложно.
Так зачем вообще разбираться с типом мышления?
Если кратко: чтобы лучше понимать ребенка. Не нужно вешать на него ярлык и вообще говорить: «У тебя явные гуманитарные способности». Дети улавливают наши ожидания и могут, сами того не осознавая, выбирать «правильное» направление, чтобы угодить родителям. Поэтому наша задача: позволить им самим находить свой курс и менять его, если вдруг оказалось, что другой предмет интересует больше. А также поддержать их в выборе, дать как можно больше информации о существующих профессиях, областях знаний. Определить круг интересов и успешность в решении задач поможет комплексное профориентационное тестирование. И его результаты могут быть непредсказуемыми не только для вас, но и для самого учащегося.
Александра Фадеева Педагог по ментальной арифметике Образование: Учитель русского языка и литературы Опыт с детьми: более 5 лет