Тревожные родители стремятся опекать ребенка всю жизнь. Называется такое поведение гиперопека. Именно она становится основной ошибкой в воспитании, лишает человека собственного мнения и возможности принимать решения. Если ребенка приучают подчиняться, он вырастет несамостоятельным.
Распространенные ошибки родителей:
- Независимо от возраста воспринимают детей маленькими и незрелыми. Навязывают свое мнение, которое всегда считается правильным.
- Воспитывают покладистого ребенка, который покорно выполняет команды, не задумываясь над смыслом. Ставить задачи и самостоятельно решать их он никогда не научится, но будет отличным исполнителем.
- Вторгаются в личное пространство.Когда родители заходят в детскую без стука, выворачивают карманы, роются в личных вещах, ребенок растет с мыслью, что он ничего сам не контролирует.
- Подавляют самостоятельность. Эффективный способ избежать ошибок и конфликтных ситуаций в семье. Но такое воспитание удобно только родителям.
- Наказывают за неправильное выполнение задачи. Освоение нового навыка сопряжено с неудачами. Когда малыш только учится мыть посуду, разбитые чашки и тарелки — не редкость. Если ругать за каждую провинность, всякое желание действовать самостоятельно пропадет.
- Обесценивают труд — переделывают задачи на глазах сына или дочери. Проявлять инициативу бесполезно, ведь мама все равно сделает лучше. Так формируется инфантильность.
- Не дают почувствовать последствия своих действий. Родители в последний момент бросаются на выручку, например, делают за ребенка невыполненное домашнее задание. Но для воспитания ответственности гораздо важнее получить расплату в виде порицания учителя.
- Навязывают собственные решения, постоянно подсказывают, как лучше сделать. При таком подходе самостоятельность не успевает сформироваться.
- Повелевают вместо общения на равных. Подобное воспитание приучает человека быть послушным, исполнительным, но исключительно из-за боязни услышать порицание или получить наказание, а не потому, что он сам понял суть проблемы.
- Максимально загружают день, не оставляя свободного времени на игры и общение со сверстниками. Такое воспитание приводит к формированию ответственной, но малоинициативной личности.
Некоторые родители ожидают от детей достижений, которые не соответствуют возрасту, а промежуточные небольшие успехи игнорируют. Они могут требовать от трехлетки умелого завязывания шнурков, хотя такой навык формируется к четырем годам, раздражаться, если действие не выполняется, при этом ни разу не похвалить за умение одеваться и застегивать молнию.