Уверенность появляется еще в младенчестве, когда ребенок чувствует себя в любви и безопасности. Он знает: если упадешь — помогут, если заплачешь — утешат. Далее его самооценка растет, когда он осваивает новые умения и видит, как радуются этому родители.
Шкала самооценки заполняется, когда:
- Дети достигают поставленных целей.
- Получают похвалу от учителя в школе.
- Находят друзей и ладят с ними.
- Делают успехи в музыке, спорте, искусстве, технике.
- Чувствуют поддержку и восхищение близких.
Во многом на это влияет воспитание. Слишком требовательные, строгие родители заставляют ребенка думать, что он недостаточно хорош для них. Такого же эффекта добиваются тревожные, которые на любое детское «я сам!» говорят: «Ты не сможешь!», «Ты не справишься!», «Давай я помогу!». Негативная реакция на неудачу заставляет поверить: лучше ничего не делать, чтобы не получить выговор.
Важную роль играют сверстники. Дети, которых отвергали одноклассники, высмеивали, не принимали в компанию, либо стараются изо всех сил адаптироваться к коллективу, либо сдаются. Возникают проблемы с доверием, возможны кризисы идентичности — неуверенный подросток часто смотрится в зеркало, ощупывает себя, чтобы убедиться в своем существовании, сомневается, каков он на самом деле и каким его воспринимают.
Неуверенность может возникнуть из-за травмирующих событий. Это, например, потеря близких, жестокое обращение, сексуальные домогательства.
Еще одна проблема — навязанные обществом стандарты красоты и успешности. Красивые люди модельной внешности, которые уже в 20 лет владеют собственным бизнесом, виллой на берегу моря и дорогими автомобилями, заставляют подростков обесценивать себя и свои достижения, подрывают самооценку.