Превратите это в игру. Кто сказал, что изучение финансов должно быть скучным? Дошкольники обожают играть в магазин, это как раз подойдет для начальных навыков обращения с деньгами. Пусть составят свою систему товаров и установят цены. Например, за три листика можно купить фасоль, а за одуванчик — пиццу. Дальше вводим монеты и купюры.
Школьников можно брать с собой в магазины, налоговые службы, чтобы они наглядно видели, как работают деньги в мире взрослых. А вечерами играть всей семьей в настольные игры: «Монополия», «Экономикус», «Думай и богатей».
Научите ребенка копить. Сначала в обычной копилке, потом можно открыть детский счет в банке. Вместе выберите понятную цель: не нужно сразу предлагать копить на обучение в университете. Это слишком далеко и туманно. Лучше выбрать, например, гироскутер. Распишите на листочке: игрушка стоит 10 тыс. руб. Если откладывать по 1000 руб. в месяц, накопить на нее можно меньше чем за год. Если по 2000 руб. — за 5 месяцев.
Расскажите, как делать сбережения:
- Откладывать 10–20 % от дохода. Это карманные деньги, подарки от родственников и т. д. Бабушка подарила 5000 руб. на день рождения, 500 руб. идут в копилку.
- Собирать монеты. Они кажутся мелочью, но за полгода-год собирается внушительная сумма.
- Экономить на сладком. Каждое несъеденное мороженое пополнит копилку на 100–200 руб.
Предоставьте возможность подработки. Для учащихся старшей школы она может быть реальной: мелкие бытовые услуги типа вынести мусор, сходить в магазин или погулять с собакой дадут представление о ценности труда, дисциплине, ответственности.
Дети помладше могут помогать родителям за оплату. Правила в каждой семье свои, например, можно очертить круг домашних обязанностей (не оплачиваются) и «дополнительных услуг» (делаются по желанию и за деньги). Допустим, убрать в своей комнате — обязанность, а помыть полы во всей квартире — возможность заработать.
Честно рассказывайте о положении дел в семье. Не нужно показывать выписки с банковского счета или озвучивать сумму налога. Но поговорить о временных трудностях и необходимости сократить некоторые несущественные расходы даст ценный опыт и научит правильной стратегии в будущем.
Дайте урок по кредитным отношениям. Ты хочешь гироскутер прямо сегодня? Хорошо, только я дам тебе деньги в долг, скажем, на год. В зависимости от возраста можно установить процентную ставку и ввести штрафы за просрочку платежей.
Подарите им учебные книги. Дети смотрят YouTube-блогеров, а у них в моде хвастать доходами. Почти подростки покупают машины, снимают дома, обедают в дорогих ресторанах. Сыграйте на этом и предложите почитать, например, «Твой первый миллион» (Джеймс Маккена, Джанин Глайста, Мэтт Фонтейн) или блокнот-челлендж «Твои финансы. Планируй, копи и трать с умом» Елизаветы Красновой и Елены Тимохиной. Самым маленьким можно рассказать «Сказку о волшебном банкомате» Татьяны Поповой или «Историю монетки» Елены Ульевой.