Если ребенок рассказал о проблемах в школе, выслушайте его. Без предположений, что он спровоцировал нападки сам. Можно спросить, что он чувствует при этом. Какой его обидчик — без обвинений, просто чтобы узнать больше. Спросите:
- Как ты думаешь, что можно сказать в следующий раз?
- Что произойдет, если ты это сделаешь?
- Что поможет тебе почувствовать себя лучше?
Важно, чтобы он знал, что решает проблему на своих условиях. При вашей полной поддержке.
Если ребенок ни о чем не говорит, вот тревожные звоночки, на которые нужно обратить внимание:
- Необъяснимые синяки, царапины, травмы.
- Страх ходить в школу или участвовать в школьных мероприятиях.
- Раздражительность, беспокойство.
- Повышенная бдительность.
- Пропажа гаджетов, личных вещей, денег.
- Потеря друзей, нежелание общаться со сверстниками.
- Плохой сон, кошмары.
- Головные и боль в животе, другие недомогания.
- Ребенок скрывает историю чатов и серфинга в интернете.
- Явно расстраивается после просмотра соцсетей или разговора по телефону.
- Стал агрессивным, со вспышками гнева.
Не устраивайте допрос. Возможно, получится договориться о встрече с психологом. Если он сможет установить доверительные отношения с ребенком, станет легче.
Вопросы школы должна решать администрация. Поговорите с учителем при первых признаках, что школьник подвергается насилию в любом виде. Расскажите, что вы видите, что говорит ваш ребенок и что чувствует при этом. Если время прошло, а ситуация не поменялась, обращайтесь выше: к директору. Если и это не помогло, можно написать обращение:
- в комиссию по делам несовершеннолетних;
- уполномоченному по правам ребенка;
- в Департамент образования.
Травмы нужно обязательно фиксировать в травмпункте. Моральный вред и психологическое состояние ребенка определит психолог в заключении.