Семилетний ребенок хочет создавать анимированных персонажей, мультфильмы или даже собственные мини-игры? Со Scratch это стало реальностью! Этот язык программирования представляет собой визуально-блочную среду, в которой ПО пишется с помощью простых и ярких блоков. Позволяет создавать интерактивные истории, способствует развитию soft skills, креативности и системного мышления.
В освоении новых знаний важна поддержка и помощь наставника. Центр развития Sirius Future предлагает Scratch-программирование для детей от 7 лет. Наши ученики получают базовые навыки, усваивают принципы выполнения команд и создают собственные проекты. Работают индивидуально или в группе. Такие занятия развивают умение сотрудничать, планировать и достигать целей. Кем бы ни стал ваш ребенок в будущем — знания и навыки, полученные им в Sirius Future, всегда будут актуальными и полезными.
История возникновения Scratch
Цифровая среда «Скретч» разработана специально для обучения детей основам кодирования. Это идеальный старт для юных программистов. Название языка происходит от слова «scratching» — специальная техника для добавления ритмических акцентов. Его разработчики — специалисты из Массачусетского технологического института Митчел Резник и Сезаро Эрнандес.
Работа над данным проектом длилась более 4 лет. Его создатели были убеждены, что программирование — это не только набор команд и кодов, но и средство для воплощения в жизнь различных творческих идей. Именно поэтому они решили создать особую графическую среду, которая была бы понятна и проста в использовании. В результате язык программирования Scratch сделан так, чтобы даже дети 7–8 лет, которые ранее никогда не сталкивались с разработкой, могут с легкостью разобраться в его основах.
Сегодня этот язык пользуется огромной популярностью в мире. Его официальный сайт посещают более 38 миллионов пользователей в месяц. Он востребован в образовательных учреждениях, его изучают в начальной школе и университетах. В апреле 2020 года Scratch был включен в мировой рейтинг Tiobe. На нем разработано более 113 миллионов программ в 200 странах.
Особенности языка
Чтобы сделать проект в Scratch, необходимо составить код из разноцветных графических блоков. Написание кода вручную и разбор сложного синтаксиса не требуется. Блоки собираются в последовательность по принципу drag-and-drop — «перетаскивание курсором». Их цвет указывает на конкретную функцию (к примеру, синий — движение). В «Скретч» можно перемещать и видоизменять персонажей, устанавливать между ними формы взаимодействия, создавать собственные блоки-команды.
Среди других особенностей:
объекты программирования представлены в виде анимированных персонажей;
наличие дополнений — можно подключить музыку, видео, озвучивание текста, перо для рисования;
собственная онлайн-платформа — обеспечивает free community с людьми со всего мира;
возможность заниматься с детского возраста — удобный интерфейс, яркие блоки и большой выбор персонажей не оставят равнодушным ни одного ребенка!
Польза изучения
Программирование — это окно в увлекательный мир возможностей и технологий, а языки — тот инструмент, с помощью которого можно реализовать любую идею (создать онлайн-игру, приложение, программу, трехмерный объект и многое другое).
Обучение Scratch — увлекательное и полезное детское хобби. Занятия помогают приобрести начальные навыки написания кода, развивают логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Побуждают интерес к учебе. Школьники открывают мир с новой стороны и с особым интересом смотрят на такие предметы, как математика, информатика и английский язык. Чем больше ребенок погружается в среду Scratch, тем больше перед ним открывается возможностей для реализации своих идей.
разбираться в математических понятиях (числовые системы, дроби, проценты);
осваивать первые принципы дизайна;
использовать на практике пространственное мышление;
планировать, ставить цели и уметь фокусироваться на результате.
Набив руку в простой среде разработки, ребенок будет ощущать себя смелее и увереннее, когда наступит время «настоящего» программирования. При этом многие принципы он будет понимать интуитивно. Если школьник освоит Scratch на достаточном уровне, далее он сможет с легкостью перейти к более сложному языку Python. Если его увлечет рисование и создание персонажей, то он может приступить к изучению графических редакторов.
Работая над собственными проектами, школьники узнают, как проводить декомпозицию задач (делить на небольшие простые части), находить и исправлять свои ошибки, сотрудничать с другими людьми, творчески подходить к выполнению заданий. Эти навыки будут полезны в любой другой деятельности. Мыслить системно, рассуждать логически и продуктивно работать в команде — такие умения пригодятся как будущим программистам, так и менеджерам, дизайнерам, аналитикам и представителям других профессий.
Дополнительное изучение Scratch — отличный способ для определения склонностей и талантов. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие, чтобы выявить интересы вашего ребенка и выбрать подходящее направление.
Где можно использовать?
Примеры проектов, созданных при помощи Scratch:
Литературные персонажи. Проект может быть использован для знакомства детей с детскими писателями.
«Скретч» также интегрирован с различными робототехническими наборами (Lego, Arduino). С помощью этого языка можно программировать поведение собранных роботов и конструкторских проектов.
С чего начать?
Чтобы начать кодировать, не нужно устанавливать и настраивать сложное ПО. Scratch представляет собой интерактивную и удобную онлайн-платформу, в которой можно создавать проекты и делиться ими. Визуальная среда оснащена различными инструментами и функциями, которые делают программирование более простым, увлекательным и наглядным. Открыть для ребенка уникальный цифровой мир помогут преподаватели Sirius Future. На наших занятиях ребята учатся не просто круто «кодить», они также участвуют в дискуссиях, тестах готовых проектов, совместно проверяют домашние задания.
Интерфейс, категории блоков и расширения
Scratch — это детский визуальный язык программирования, поэтому в нем собрана огромная библиотека с различными мультяшными персонажами. Чтобы разобраться в его работе, необходимо подробно изучить 2 основных понятия — спрайт и блок.
Спрайт (sprite — «фея, эльф») — главный герой проекта. Это графический объект, который можно запрограммировать на выполнение желаемых действий. Любой персонаж или предмет, который появляется на экране — это спрайт. В библиотеке Scratch уже собрано огромное количество таких объектов: животные, люди, еда, буквы. И каждый из них можно «оживить» при помощи специального графического редактора. Для добавления новых героев можно загружать в систему картинки или рисовать персонажей самостоятельно при помощи Paint или Inkspace.
Блоки — это сгруппированные частицы-пазлы. Они крепятся друг к другу с помощью специальных выступов. Отличаются цветами и формой. При попытке соединить неподходящие отображают ошибку. Основные категории:
движение;
внешний вид;
звук;
события;
сенсоры и операторы;
управление и другие.
Удобное разделение по цвету и названиям помогает на интуитивном уровне разобраться в назначении блоков. Начинающий программист поймет, что сделал все правильно, если составленная цепочка будет одного цвета.
Помимо основных функций, в Scratch также есть дополнительные расширения или аддоны. Ученик сможет внедрять их в свои проекты после того, как овладеет основным функционалом. В числе полезных расширений — переводчики, аддоны для озвучивания текста или создания музыкальных треков. Такое обучение не превращается в рутину, так как открывать и строить новые миры можно постоянно.
Как заинтересовать ребенка: топ-5 способов
1. Игры. Изучение кода на игровом примере соответствует образовательной методологии STEM (science, technology, engineering, math). Это развивает алгоритмическое мышление и знакомит с базовыми концепциями программирования. Популярные варианты для детей — Piktomir, Kodable, Robozzle, CodeMonkey, Minecraft.
2. Книги и комиксы. Это знакомство с программированием при помощи увлекательных историй или практических гайдов. Вот несколько примеров — «Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем» (0+), комиксы из серии «Тайные кодеры» (6+), «Scratch для юных программистов» (7+).
3. «Правильные» подарки.
Наборы Lego Technic, которые позволяют собирать управляемых роботов. Это поможет развить логику, механические способности и начать разбираться в робототехнике.
Пазлы — такие головоломки учат вниманию, терпению, усидчивости и умению доводить начатое до конца. Эти навыки особенно полезны для программистов. Когда пазл будет собран, его можно наклеить на картон и повесить на стену. Так ребенок каждый день будет видеть результат своих трудов и начнет стремиться к большему.
Настольные развивающие игры. К примеру,Code Master и Brainy Trainy направлены на развитие понимания программирования, а «Прогеры» и Twin Tin Bots — на составление алгоритмов.
4. Форумы и выставки. Ребенка можно увлечь программированием, посещая с ним крупные интересные форумы. Это могут быть финальные стадии хакатонов, конференции или выставки технологий. Главное, чтобы там было интересно, весело и шумно.
5. Создание комфортной среды. Необходимо выделить ребенку рабочее место, где он мог бы сосредоточиться. Позаботиться об удобном стуле и хорошем освещении. Создать соответствующий психологический настрой. Дать понять, что совершать ошибки — это нормально. При этом он всегда может рассчитывать на советы и поддержку родителей.
Оптимальный возраст для начала занятий — 6–8 лет. В это время активно развиваются когнитивные способности и все виды мыслительных процессов. Детское восприятие становится целенаправленным и анализирующим. Ребенок учится наблюдать, рассматривать, искать. Раннее начало обучения также благоприятно скажется на усвоении точных наук — математики и физики.
При этом также важно ориентироваться на выраженный интерес. Дети начинают играть в серьезные сюжетные игры на компьютерах, им хочется «покопаться» в их устройстве и сделать свою.
Наши курсы по программированию
Программа Starter от Sirius Future рассчитана на детей 7–12 лет. Курс направлен на изучение визуальной среды Scratch. Дети в увлекательной форме знакомятся с цифровой платформой, ее основными возможностями и интерфейсом, осваивают основы алгоритмизации. Программа включает также проектную работу — каждый ученик сможет самостоятельно создать свою разработку, в которой воплотит все полученные знания и навыки.
Курс Advancer для детей 10–14 лет начинается с создания игр в Roblox Studio. Ученики «отрабатывают» каждый этап: от концепции до релиза. Знакомятся с Python, создают авторские программы и игры.
Курс Genius (12–17 лет) позволяет ученикам освоить структурный подход к разработке проектов. Школьники учатся левел-дизайну, пишут скрипты на C# и выпускают собственные игры.
Для максимальной вовлеченности и комфорта все занятия проходят на собственной интерактивной онлайн-платформе. Обучение состоит из модулей, что позволяет планомерно распределять нагрузки. А наши преподаватели не только профи в программировании, но и мастера коммуникации с детьми. Они смогут найти подход к каждому. После завершения курса дети получают именные сертификаты. Выбирайте подходящий формат обучения и «программируйте» будущие успехи ребенка вместе с нами!
По данным компьютерной компании ESET, взлому подвергаются 20 % детских аккаунтов в социальных сетях. Большинство оказываются под влиянием онлайн-игр, для которых требуются денежные операции, а других обманывают мошенники.